Главная / Видеокарты

Видеокарты

30.05.2008 00:05 | TECHLABS Team

Одна голова хорошо, а две?.. Обзор двухчиповых решений PowerColor Radeon HD 3870 X2 и Inno3D GeForce 9800 GX2

Показать одной страницей Печать Написать письмо 0
Содержание:
Одной страницей

Серия: Radeon HD 3870 X2 2x512

Производитель: PowerColor

Стоимость (Минск): $560/?355

Стоимость (Москва): $415/?258 

Серия: GeForce 9800 GX2 2x512

Производитель: Inno3D

Стоимость (Минск): $750/?476

Стоимость (Москва): $610/?390 

15 ноября 2007 года компания AMD анонсировала чип нового поколения RV670, основанного на техпроцессе производства 55 нм. На базе него было выпущено два видеоадаптера: Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850. Продукт в целом получился весьма неплохим - вполне по адекватным рекомендуемым ценам за свою производительность. Однако все эти события связаны лишь со средним ценовым сегментом, а как же быть с рынком высокопроизводительных Hi-end решений? Новые продукты такого класса, претендующие на титул "короля 3D-производительности", компания AMD уже очень и очень давно не представляла на суд общественности. А ведь это является не только подспорьем к дополнительной прибыли компании, но и на основе честной конкуренции позволяет сдерживать рост цен на hi-end видеоускорители, не позволяя монополизировать рынок одному производителю, который будет диктовать свои условия. 

Конечно же, "выжать"  достойного hi-end конкурента из Radeon HD 3870, который уже изначально работает на своем технологическим пределе, практически нереально, а вот применить два таких GPU в тандеме – вполне.  Именно 28 января 2008 года AMD официально анонсирует Radeon HD 3870 X2, использующий возможности двух GPU RV670, призванный составить конкуренцию NVIDIA в самом высоком ценовом сегменте.   

Одна

Стоит еще раз упомянуть о том, что компания AMD решила отказаться от привычной всем маркировки своих видеокарт. Теперь в названии Radeon HD 3870 цифра "3" означает поколение видеокарт, цифра "8" – семейство, "70" - указывает на конкретную модификацию платы в семействе (цифра "70" соответствует приставке "XT" по старому стилю, "50" соответствует версии "PRO").   

Одна

Что же касается NVIDIA, то она, безусловно, просто так в стороне оставаться не собирается:    

Одна

Спустя почти два месяца со дня анонса флагманского решения AMD, компания NVIDIA представляет общественности (точная дата - 18 марта 2008 года) свой двухчиповый продукт hi-end класса, рассчитанный на энтузиастов и хардкорных геймеров – видеокарту GeForce 9800 GX2.  

В ее активе имеется два уже хорошо знакомых нам графических процессора G92. То есть, по сути, мы имеем дело с двумя обыкновенными платами 8800 GTS, работающими в массиве SLI и объединенными единой разводкой и системой охлаждения.  

Пожалуй, напрямую сравнивать вычислительную мощь Radeon HD 3870 X2 и GeForce 9800 GX2 не стоит, так как уже на основе тестов одиночных чипов Radeon HD 3870 и 8800 GTS становится совершенно очевидно, "кто в доме хозяин". Да и ценовые секторы у рассматриваемых мультичиповых плат совсем разные. Другое дело, разобраться с практической ценностью таких решений, выяснить их сильные и слабые стороны.  

В общем контексте относительно мультичиповых решений стоит обязательно отметить и ряд недостатков, которыми абсолютно "не болеют" одночиповые платы. Так, ускоритель, имеющий на борту два GPU, может столкнуться с проблемными приложениями, которые не оптимизированы для технологий SLI/CrossFire, в результате чего двухчиповый видеоадаптер будет быстрым не  во всех приложениях. Помимо всего прочего, связка SLI/CrossFire имеет еще и проблемы задержек при отрисовке изображения. 

Все это еще раз говорит о том, что производителям не стоит сильно надеяться на мультичиповые решения, а имеет реальный  смысл (на фоне перечисленных недостатков multi-GPU видеокарт) сконцентрироваться на производстве Hi-End продуктов, сконфигурированных на базе одного GPU.   

Но не будем увлекаться полемикой, а лучше приступим непосредственно к делу – рассмотрим теоретические сведения о Radeon HD 3870 X2 и GeForce 9800 GX2. 

AMD Radeon HD 3870 X2 – не RV670 единым… 

Видеокарта, как можно уже догадаться по маркировке, состоит из двух независимых GPU на базе Radeon HD 3870. А  это означает, что в дружественном тандеме трудятся два графических процессора RV670 (общее кодовое имя RV680), соединенных между собой в массив CrossFire.  

Заниматься рассмотрением теории и основными особенностями RV680 (2xRV670) сегодня мы не будем – о них мы уже очень подробно говорили в наших прошлых материалах: 

Пожалуй, в данном случае мы только озвучим нашим читателям актуальные моменты и характеристики RV680 на базе платы Radeon HD 3870 X2:  

  • кодовое название чипа RV680 (2хRV670);
  • технологический процесс изготовления 55 нм;
  • количество транзисторов 2х666 млн;
  • частота работы ядра 825 МГц;
  • 640 (2x320) унифицированных процессора, работающих на частоте 825 МГц;
  • 32 (2x16) блока текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
  • 32 (2x16) блока записи в кадровый буфер (ROP);
  • ширина  шины памяти 256 бит;
  • объем видеопамяти 2x512 МВ типа GDDR3 с  частотой 1800 МГц DDR;
  • полоса пропускания памяти 2х57.6 GB/s;
  • аппаратная поддержка АРI Direct X 10.1, Shader Model 4.1, а также OpenGL 2.1;
  • поддерживаемый интерфейс шины PCI-Express  x16 rev 1.0;
  • возможность организации массива из двух видеокарт AMD CrossFire;
  • аппаратное декодирование видео PureVideo;
  • аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
  • интерфейсы 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
  • интегрированная в ядро поддержка TV-выхода. 

По своей сути RV670 представляет собой не что иное, как топовый чип R600, переведенный на более "тонкий" технологический процесс. RV670 уменьшил не только свою площадь ядра (192 кв.мм против 408 кв.мм у R600), но и, что немаловажно, значительно понизил энергопотребление. 

Одна

Поэтому теперь он потребляет в два раза меньше энергии, чем R600, обладая при этом аналогичными характеристиками и производительностью. 

Одна

Не забываем также о технологии ATI CrossFireX, которая позволит использовать два мультичиповых ускорителя HD 3870 X2 в связке – теперь четыре чипа RV670 могут трудиться для повышения FPS… 

В принципе, с теорией Radeon HD 3870 X2 на сегодня покончено, а теперь переходим к продукту NVIDIA. 

GeForce 9800 GX2 – когда одного G92 мало… 

Здесь используются, как уже упоминалось выше,  знакомые нам чипы G92-450, хорошо зарекомендовавшие себя в платах класса GeForce 8800 GTS (G92). Данное решение утилизирует возможности двух графических процессоров, работающих в массиве SLI. 

Одна

В архитектурном плане отличия от поколения GeForce 88XX (G92) состоят разве что только в частотах, а в остальном - полная аналогия. Соответственно, об унифицированной архитектуре такого GPU в сотый раз повторяться мы не будем - обо всем вы сможете узнать в нижеприведенных материалах: 

Технические характеристики флагманского ускорителя GeForce  9800 GX2 таковы: 

  • кодовое название чипа G92 (2хG92-450);
  • технологический процесс изготовления 65 нм;
  • количество транзисторов 2х754 млн;
  • частота работы ядра 600 МГц;
  • 256 (2x128) унифицированных процессора, работающих на частоте 1500 МГц;
  • 2x64 блоков текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
  • 2x64 блока записи в кадровый буфер (ROP);
  • ширина  шины памяти 2х256 бит;
  • объем видеопамяти 2x512 МВ типа GDDR3 с  частотой 2000 МГц DDR;
  • полоса пропускания памяти 2х64 GB/s;
  • аппаратная поддержка АРI Direct X 10, Shader Model 4, а также OpenGL 2.1;
  • поддерживаемый интерфейс шины PCI-Express  x16 rev 2.0;
  • возможность организации массива из двух видеокарт (NVIDIA  SLI);
  • аппаратное декодирование видео PureVideo;
  • аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
  • интерфейсы 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
  • интегрированная в ядро поддержка TV-выхода. 

В целом ничего нового и интересного. Все это типичные характеристики стандартной 8800 GTS (за исключением частот, естественно).   

Одна

Новинка полностью поддерживает все технологические изыски прошлых поколений карт на основе унифицированной архитектуры. Однако без чего-то свеженького не обошлось.

В заявленных характеристиках эталонной GeForce 9800 GX2 фигурирует информация о поддержке платой технологии HybridPower. 

Одна

Суть ее, говоря коротко, заключается в "умном" распределении ресурсов видеоподсистемы между внешней видеокартой и встроенным в материнскую плату графическим ядром. Работает это достаточно просто: для прорисовки обыкновенной 2D-картинки полностью утилизируются возможности встроенного в материнскую плату GPU, а внешние платы переводятся в режим "сна" или вовсе отключаются. Далее при активизации в системе 3D-приложения в ход идет уже внешняя видеокарта (в частности, 9800 GX2), которая и будет полностью отвечать за результирующий показатель FPS и прорисовку картинки.  

Не стоит также забывать, что HybridPower должна поддерживать не только ваша видеокарта, но и материнская плата.  

Одна

Помимо прочего, GeForce 9800 GX2 поддерживает обновленную версию технологии SLI, которая теперь позволит легко обеспечить согласованную работу до четырех графических процессоров или двух 9800 GX2.  

На этом с теоретическими данными по GeForce 9800 GX2 покончим, а на очереди у нас анализ ценовых предложений и характеристики тестируемых плат.  

PowerColor Radeon HD 3870 X2 и Inno3D GeForce 9800 GX2: технические характеристики, стоимость 

Для удобства все показатели сведем в таблицу: 

Видеокарта

NVIDIA GeForce 9800 GTX

NVIDIA GeForce 8800 GTS

NVIDIA GeForce 9800 GX2

AMD Radeon HD 3870 X2

AMD Radeon HD 3870

Наименование чипа

G92

G92

G92

R680

R670

Официальный анонс

Апрель 2008

Декабрь 2007

Март 2008

Апрель 2008

Ноябрь 2007

Техпроцесс

65 нм

65 нм

65

55 нм

55 нм

Количество транзисторов

754 млн

754 млн

754 млн

666 млн

666 млн

Тактовые частоты чипа, МГц

675

 

650

 

600

825

775

Тактовые частоты шейдерного домена, МГц

1688

1625

1500

825

775

Эффективная частота памяти, МГц

2200

 

1940

 

2000

1800

2250

Максимальная пропускная способность памяти, GB/s

70.4

64

2х64

2x57,6

72

Объем и тип используемой памяти

512 МB GDDR3

512 МB GDDR3

2х512 МB GDDR3

2х512 МВ GDDR4

 

512 МВ/ 1 GB GDDR4

 

Количество универсальных процессоров

128

128

2х128

2х320

320

TMU (текстурные блоки)

64

64

2х64

16

16

ROP (пикс/такт)

16

 

16

 

2х16

2х16

16

Филлрейт, теоретический (Mpix)

10800

10400

2х9600

2х13200

12400

Тексельрейт, теоретический (Mtexels)

43200

41600

2х38000

2х13200

12400

Полноэкранное сглаживание

MSAA 2х, 4х, 8х

CSAA 2x-16x

 

MSAA 2х, 4х, 8х

CSAA 2x-16x

 

MSAA 2х, 4х, 8х

CSAA 2x-16x

MSAA 2х, 4х, 8х

и CFAA до 24x

MSAA 2х, 4х, 8х

и CFAA до 24x

 

Анизотропная фильтрация (AF)

2х, 4х, 8х, 16х       

2х, 4х, 8х, 16х  

2х, 4х, 8х, 16х

2х, 4х, 8х, 16х        

2х, 4х, 8х, 16х       

Ширина шины памяти, бит

 

256

256

2х256

256

256

Интерфейс

PCI-E х16 v2.0

PCI-E х16 v2.0

PCI-E х16 v2.0

PCI-E х16 v1.0

PCI-E х16 v2.0

Версия DirectX

 

10

10

10

10.1

10.1

Версия вершинных шейдеров

4.0

4.0

4.0

4.1

4.1

Версия пиксельных шейдеров

4.0

4.0

4.0

4.1

4.1

 

Разъемы

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

2 x DVI Dual Link,

HDMI

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

TV-Out

2 x DVI Dual Link

HDTV

Ориентировочная стоимость**

$410

$340

$750

$560

$210

*Количество пиксельных и вершинных конвейеров соответственно.

**По ценам kosht.com на день подготовки статьи.

Рекомендуемая производителем стоимость Radeon HD 3870 X2  установлена на уровне $450. Пожалуй, для весьма сложной, с точки зрения элементной базы двухчиповой платы, ценник весьма привлекательный, только бы производительность не подкачала.

Привычное дело, первое время на рынке присутствует засилье плат на базе референсного дизайна HD 3870 X2, ну а со временем на прилавки магазинов начинают поступать ускорители с альтернативными системами охлаждения и даже PCB. Сегодня же мы будем разбираться пока только с типичной Radeon HD 3870 X2 в исполнении PowerColor, а в дальнейшем обязательно затронем и модификации такого класса карт.

А вот GeForce 9800 GX2 призвана уже заполнить ценовую нишу $600-650. Навскидку, ссылаясь только на технические характеристики, такой ценовой показатель можно считать адекватным. Пожалуй, рассчитывать на скорое появление отличных от референсных плат 9800 GX2 не стоит – ее сложность изготовления,  с технологической точки зрения, очень высока, а какие-либо коррекции PCB/кулера со стороны партнеров NVIDIA не столь массового продукта – практически пустая трата времени и средств.  

Итак, настало время изучения непосредственно реальных семплов видеокарт.