04.11.2008 00:04 | TECHLABS Team

В мире автомобильной акустики

Показать одной страницей Печать Написать письмо 0
Содержание:
Одной страницей
Классика, джаз, рок, блюз… Каждый человек отдает предпочтение одному или нескольким жанрам музыки. Для многих музыка – легкое дополнение к повседневной суете, а для некоторых – неотъемлемая часть всей жизни. Эра цифровых технологий и всеобщей миниатюризации позволяет человеку наслаждаться любимыми произведениями на улице, работе и в транспорте. Рынок предлагает несметное количество моделей MP3- и CD -плееров, наушников и различных развлекательных устройств, но для некоторых этого становится уже недостаточно.
 
С каждым годом на дорогах нашей страны увеличивается количество автомобилей и число автовладельцев, а в часы пик образуются пробки. Все больше и больше времени мы начинаем проводить за рулем. Радио и компакт-диск с любимой музыкой становятся для нас самыми желанными спутниками, поэтому все чаще автовладельцы начинают предъявлять более высокие требования к интерактивно-развлекательным системам автомобиля и в первую очередь к акустической системе.
 
автомобильноя акустика
 
Большинство автомобилей, выпущенных до конца 90-х годов, комплектовались штатной кассетной магнитолой. В основном, имея магнитную ленту в качестве носителя звука, акустический тракт "упирается" в качество самого носителя, после чего дальнейшее развитие системы заходит в тупик.  Те времена прошли, и кассета уступила место более удобному и качественному формату – компакт-диску. Это стало переломным моментом и дало ощутимый толчок для совершенствования старых и созданию новых компонентов автомобильной акустической системы. Постепенно индустрия автозвука развилась в отдельное направление, предлагающее на сегодняшний день большое количество устройств, помогающих нам воплотить идею музыкального центра на колесах.
 
За кажущейся простотой выбора и установки акустической системы скрывается множество различных нюансов и деталей, о которых многие из нас даже не догадываются. На данный момент существуют специализированные центры по подбору и установке акустических систем. Казалось бы, за что они берут деньги? Купил динамики, "врезал" их в полку и наслаждайся музыкой! Но все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому давайте рассмотрим основные тонкости, с которыми приходится ежедневно сталкиваться профессиональным установщикам акустических систем
 
Музыкальные предпочтения
 
Весь процесс подбора акустического тракта начинается с фундаментального вопроса – нет… не о размере средств, которые вы готовы потратить, отправным пунктом являются ваши музыкальные предпочтения. К примеру, если вы предпочитаете слушать R&B или Rock, то необходимо задуматься об установке сабвуфера, а если вы больше склонны к живой инструментальной музыке, то наиболее важным становится фронтальная акустика, в задачу которой входит четкая передача вокала и живых инструментов. Для корректного воспроизведения вокала и инструментов также необходимо подбирать более дорогие модели головных устройств, которые не приукрашивают звук, не мешают инструменты "в кашу" и соблюдают правильный тональный баланс. После определения ваших вкусовых предпочтений перейдем непосредственно к самой весомой детали…
 
Автомобиль
 
Именно автомобиль является начальным звеном длинной цепочки нюансов установки акустической системы. Необходимо внимательно изучить кузов, интерьер, размер салона и багажного отделения. Делается это для оценки проведения необходимых работ по улучшению акустических свойств интерьера, кузова, а также для расчета мощности динамиков и объема "ящиков", изготавливаемых под них. Основная задача салона автомобиля – не мешать воспроизведению музыки. Если говорить о низких частотах, то чем меньше автомобиль, тем сложнее получить в нем мощный бас, а вот длинные автомобили как раз подходят для басовой прокачки. Объясняется это различием в объеме салона: маленькую машину просто "надувает", и вся машина наполняется звуком, и баса не чувствуется, а в автомобилях типа универсал объем салона позволяет сабвуферу "развернуться", а звуковой волне проходить по всему объему салона без значительных преград.
 
автомобильноя акустика
 
 
Но на звук оказывает влияние не только размер автомобиля, но и страна его производства. Так, в музыкальном плане отличие японских и американских автомобилей от европейских значительно больше, чем отличие разных видов кузовов. Японские машины имеют меньшее количество металла, и их кузовы слабоваты, что приводит к тому, что звук "вылазит" наружу автомобиля. Американские автомобили имеют гремучие обивки и большие пространства под ними, поэтому бас начинает теряться и становится размазанным. А вот те же БМВ имеют очень хорошо демпфированный кузов, хорошую заводскую шумоизоляцию, а все детали интерьера туго закреплены и не издают посторонних звуков. Но порой хорошая шумоизоляция приводит к увеличению установочных работ, так в БМВ салон отделен от багажного отделения глухой перегородкой из стали, а если салон автомобиля еще и кожаный, то из багажного отделения звук практически не проходит. В этом случае при установке сабвуфера его приходится врезать в заднюю полку или в подлокотник задних сидений, или прорезать окна в багажник. Второй аспект во многом определяет объем работ по улучшению акустических свойств автомобиля и зависит напрямую от пожелания клиента…
 
Мощность
 
Вам знакомо желание почувствовать предел? Слушая музыку на музыкальном центре или на плеере, большинство из нас хотя бы один раз попробовали приблизиться к максимуму, чтобы ощутить мощь системы. Кто-то остается доволен, кому-то не хватает или мощности, или качества звучания на пределе возможности системы, а некоторые и вовсе не могут обойтись без ритмичных ударов басовой установки, отдающихся в грудной клетке… В любом случае вам придется определиться с тем, насколько мощной вы хотите видеть вашу систему. И в данном вопросе желаемая мощность системы прямопропорциональна объему средств, которые понадобятся для доведения автомобиля "до ума". Объясняется это в первую очередь виброизоляционными работами. Чем выше мощность системы, тем большую вибронагрузку воспринимают детали интерьера, а также кузов, в связи с этим возможно появление посторонних шумов и вибраций, которые никак не будут желанны при прослушивании музыки.
 
автомобильноя акустика
 
Мощность системы определят средняя ценовая категория устройств. Так система, состоящая из головного устройства, 4- канального усилителя, фронтальной акустики и сабвуфера, в среднем обойдется в $1500. В эту ценовую категорию вписываются системы, которые дают ощутимо более высокую мощность (300-400 Вт) по сравнению с простейшими системами "головное устройство + акустика". При этом распределение мощности происходит по схеме: 50 Вт на каждый канал + 200 Вт на сабвуфер. Если говорить о музыке, более требовательной к низким частотам, то НЧ- звено должно превышать мощность основной акустики уже не в 2 раза, а значительно больше, к примеру, сабвуфер мощностью 350 Вт при 50-ваттных передних колонках. Также в этих случаях предпочтительнее использовать более мощные усилители: по 100 Вт на канал для фронтальной и тыловой акустики и 500 Вт для сабвуфера, при этом стоимость системы возрастает до $2000-2500. Чем мощнее система, тем она дороже и тем выше требования по акустической подготовке автомобиля, из чего вытекает самый грустный пункт создания системы…
 
Затраты
 
Объем средств, который вы готовы потратить на создание акустической системы, определяет ее построение в целом. При минимальных затратах вы получаете головное устройство со встроенным усилителем и 2 или 4 колонки. При неограниченном бюджете вам предложат установить отдельный усилитель, CD-чейнджер, сабвуфер и изготовить специально рассчитанный под него короб, установить конденсатор и проложить высококачественные экранированные провода, установить дистанционное управление магнитолой и многое другое. Аппаратура среднего ценового диапазона, на которую можно ориентироваться, переходя от простейшей к более серьезной системе, имеет приблизительно следующий порядок цен: усилитель $300-400; фронтальная акустика - около $200; головное устройство - около $250; сабвуферное звено - около $200; комплект проводов - $50-70. То есть, переходя от простейшей системы, имеет смысл установки компонентов общей стоимостью от $800 и выше, но, как правило, по-настоящему начинают "звучать" системы стоимостью от $1200. От этих сумм можно двигаться как в большую, так и в меньшую сторону, но не редки случаи, когда дешевые компоненты мощной системы звучат значительно хуже простейших маломощных систем.
 
автомобильноя акустика
 
Нужно четко представлять себе ту границу качества, ниже которой опускаться не стоит, ведь мало кому захочется слушать музыку с сильными искажениями, да еще и на большой громкости, а тогда обновление системы теряет свой смысл. Таким образом, структура всей системы в конечном итоге упирается в ваши возможности. Зачастую определить конкретную сумму не представляется возможным, т.к. почти у любого компонента есть близкие конкуренты, которые, будучи на 5% дороже, имеют более высокие характеристики. Таким образом, оптимальным является предоставление определенной суммы, исходя из которой, осуществляется закупка всех компонентов, а на установочных центрах в основном оглашается минимальная стоимость работы и компонентов, на которую и следует ориентироваться. Определяющим фактором стоимости колонок и усилителей является мощность и после – качество, существует даже привязка по стоимости: $1 - 1 Вт.
 
Подбор компонентов
 
В автозвуке, как и в любой другой сфере, нет однозначных лидеров по всем компонентам системы. Какая-то фирма лучше делает усилители, какая-то – акустику, поэтому в большинстве случаев весь акустический тракт состоит из компонентов различных фирм, которые подбираются не только по своим характеристикам, но и по предрасположенности к конкретным стилям музыки. Подбор компонентов  по их сочетаемости, требуемой мощности, музыкальным предпочтениям клиента, а также лимиту средств уже является весьма сложной задачей. Для того чтобы разрешить ее, требуется колоссальный опыт "общения" с компонентами всех доступных фирм-производителей.
 
автомобильноя акустика
 
А теперь давайте внимательнее остановимся на каждом из основных компонентов автомобильной акустической системы.
 
Магнитола
 
Независимо от стоимости акустической системы во главе ее стоит магнитола. Лидером по качеству головных устройств является Alpine, также хорошую позицию занимает Clarion, который дает хороший детальный звук. На рынке наиболее распространены устройства Kenwood, JVC, Sony и Pioneer. Если расставить этих производителей по качеству предлагаемых устройств, то на первом месте будет Pioneer, на втором - Sony, на третьем - Kenwood, а на четвертом - JVC. Но при построении систем высокого класса не обойтись без головного устройства Alpine или дорогих моделей Pioneer. Наибольшей популярностью на рынке пользуются магнитолы JVC и Sony, а замыкает нижнюю ценовую категорию достойных головных устройств фирма Panasonic, имеющая неширокую, но достаточно качественную модельную линейку. Магнитолы различаются между собой по нескольким характеристикам: типы воспроизводимых носителей и форматов; наличие встроенного усилителя и его мощность; принцип загрузки диска; наличие линейных входов и выходов; тип дисплея индикации; наличие дистанционного управления.
 
По типам воспроизводимых носителей и форматовмагнитолы можно разделить на кассетные; CD; CD-MP3; DVD, читающий все предыдущие форматы и т.д.
 
В большинстве современных автомобилей штатно устанавливается CD-магнитола, бывают также модели со слотом только для загрузки аудиокассет, но при этом имеющие возможность управлять внешним CD-чейнджером.
 
 Также постепенно становятся популярными DVD-магнитолы, имеющие возможность проигрывать фильмы и музыку с DVD-дисков.
 
Что такое MP3 сейчас, наверное, знают уже все. Этот формат не отличается высоким качеством звучания, но удобен малым размером файлов, что дает возможность заменить несколько audioCD одним MP3- диском. Этот момент является важным для тех, кто не гонится за высококачественным звуком и не хочет возить с собой стопку дисков, меняя их каждый час. Большинство современных магнитол "умеют" воспроизводить данный формат, но перед покупкой магнитолы все же стоит обратить на это внимание.
 
Наличие встроенного усилителя определяет необходимость установки внешнего усилителя. Как правило, магнитолы среднего класса имеют в своем распоряжении встроенный усилитель, что позволяет подключать акустику непосредственно к самой магнитоле. Достоинством данного варианта являются простота установки и отсутствие необходимости в приобретении внешних усилителей. В большинстве случаев мощность встроенного усилителя колеблется от 15 до 25 Вт на канал. Нужно отметить, что в случае построения акустического тракта уровня Hi-End чаще используют магнитолы без встроенного усилителя, таким образом, избавляясь от лишних наводок усилительных систем и освобождая место под установку более качественных компонентов "считывающей" части магнитолы.
 
По принципу загрузки магнитолы можно разделить на: щелевые; с откидной панелью; с моторизированной панелью. Наиболее широко распространены магнитолы со щелевой загрузкой диска. При этом на передней панели магнитолы имеется слот, чуть шире самого компакт-диска. После того как диск вставляется в слот, его подхватывает механизм, и он "заезжает" в магнитолу. По такому принципу построены почти все штатные магнитолы, устанавливающиеся заводом-изготовителем автомобиля.
 
В случае откидной панели слот находится позади нее. Для загрузки или извлечения компакт-диска необходимо откинуть панель вперед, после чего загрузить или извлечь компакт-диск. Благодаря тому, что слот находится позади панели, появляется больше места для установки дисплея и управляющих кнопок, что положительно сказывается как на дизайне, так и на эргономике магнитолы.
 
Самыми эффектными являются магнитолы с моторизированной панелью. В конструктивном плане они представляют собой усовершенствованные модели магнитол с откидной панелью, только в данном случае панель приводится в действие встроенным двигателем. При необходимости загрузки/выгрузки диска панель сама приходит в движение и спускается вниз, открывая слот для компакт-диска.
автомобильноя акустика
автомобильноя акустика
Магнитола с моторизированной панелью 
 
Наличие у магнитолы линейных входов и выходов является важным элементом при построении аудиосистемы.
 
Линейные входы предназначены для передачи сигнала с любого внешнего источника непосредственно на саму магнитолу. В этом случае, если у вас с собой есть MP3-плеер или карманный компьютер с любимой музыкой, то вы можете соединить его с магнитолой, таким образом, прослушивая музыку уже на акустической системе автомобиля.
 
Если наличие линейных входов является по большей части удобным функциональным решением, то линейные выходы предоставляют возможность для модернизации всей системы, а именно подключения одного или нескольких внешних усилителей. На некоторых магнитолах есть также отдельный линейный выход на сабвуфер. Поэтому, выбирая себе магнитолу, обратите внимание на наличие линейных выходов, тогда вы не будете скованы при последующих усовершенствованиях системы.
Страница: